Литературный конкурс-семинар Креатив
Антиутопия
Антиутопия (англ. dystopia) — направление в художественной литературе и кино, в узком смысле описание тоталитарного государства, в широком смысле — любого общества, в котором возобладали негативные тенденции развития. Впервые слово «антиутопист» (dystopian) как противоположность «утописта» (utopian) употребил английский философ и экономист Джон Стюарт Милль в 1868 году. Сам же термин «антиутопия» (англ. dystopia) как название литературного жанра ввели Гленн Негли и Макс Патрик в составленной ими антологии утопий «В поисках утопии» (The Quest for Utopia, 1952).

В середине 1960-х термин «антиутопия» (anti-utopia) появляется в советской, а позднее — и в англоязычной критике.

Есть мнение, что англ. anti-utopia и англ. dystopia — синонимы

Существует также точка зрения (как в России, так и за рубежом), различающая антиутопию и дистопию. Согласно ей, в то время как дистопия — это «победа сил разума над силами добра», абсолютная антитеза утопии, антиутопия — это лишь отрицание принципа утопии, представляющее больше степеней свободы.

Тем не менее, термин антиутопия распространён гораздо шире и обычно подразумевается в значении dystopia.

Отличия антиутопии от утопии

Антиутопия является логическим развитием утопии и формально также может быть отнесена к этому направлению. Однако если классическая утопия концентрируется на демонстрации позитивных черт описанного в произведении общественного устройства, то антиутопия стремится выявить его негативные черты. Таким образом отличие утопии от антиутопии лишь в точке зрения автора.

Татьяна Толстая: Кысь
— Свобода… вроде собраний?
— Покажи-ка. Вроде так… Ну да. Значит, чтоб когда соберутся, чтоб свободно было. А то набьется дюжина в одну горницу, накурят, потом голова болит, и работники с них плохие. Пиши: больше троих не собираться.


Важной особенностью утопии является её статичность, в то время как для антиутопии характерны попытки рассмотреть возможности развития описанных социальных устройств. Таким образом, антиутопия работает обычно с более сложными социальными моделями.

Советским литературоведением антиутопия воспринималась в целом отрицательно. Например, в «Философском словаре» (4-е изд., 1981) в статье «Утопия и антиутопия» было сказано: «В антиутопии, как правило, выражается кризис исторической надежды, объявляется бессмысленной революционная борьба, подчёркивается неустранимость социального зла; наука и техника рассматриваются не как сила, способствующая решению глобальных проблем, построению справедливого социального порядка, а как враждебное культуре средство порабощения человека». Такой подход был во многом продиктован тем, что советская философия воспринимала социальную реальность СССР если не как реализовавшуюся утопию, то как общество, владеющее теорией создания идеального строя (теория построения коммунизма). Поэтому любая антиутопия неизбежно воспринималась как сомнение в правильности этой теории[источник?], что в то время считалось неприемлемой точкой зрения. Антиутопии, которые исследовали негативные возможности развития капиталистического общества, напротив, всячески приветствовались, однако антиутопиями их называть избегали, взамен давая условное жанровое определение «роман-предупреждение» или «социальная фантастика». Наиболее последовательно тезис о различии «реакционной» антиутопии и «прогрессивного» романа-предупреждения разработали Евгений Брандис и Владимир Дмитревский. Вслед за ними его приняли и многие другие критики. Впрочем, такой влиятельный историк фантастики, как Юлий Кагарлицкий, такого различия не принимает, и даже об Оруэлле, так же как о Замятине и Хаксли, пишет вполне нейтрально и объективно. На 10 лет позже с ним солидаризировался крупный социолог и партийный чиновник (в то время сотрудник аппарата ЦК КПСС, в перестройку помощник генсека) Георгий Шахназаров.


Известные антиутопии

Джонатан Свифт, «Путешествия Гулливера»
Жюль Верн, «Пятьсот миллионов бегумы»
Игнатиус Доннелли, «Колонна Цезаря»
Герберт Уэллс, «Машина Времени»
Герберт Уэллс, «Когда спящий проснётся»
Герберт Уэллс, «Остров доктора Моро»
Герберт Франке, «Игрек минус»
Джордж Оруэлл, «1984»
Джордж Оруэлл, «Скотный двор»
Олдос Хаксли, «О дивный новый мир!»
Джек Лондон, «Железная пята»
Синклер Льюис, «У нас это невозможно»
Станислав Лем, «Возвращение со звёзд», «Футурологический конгресс»
Уильям Голдинг, «Повелитель мух»
Энтони Бёрджесс, «Заводной апельсин», «Вожделеющее семя»
Рэй Бредбери, «451 градус по Фаренгейту»
Курт Воннегут, «Утопия 14» («Механическое пианино»)
Филип К. Дик, «Свихнувшееся время», «Мечтают ли андроиды об электроовцах?»
Рэй Нелсон, «Восемь часов по утру»
Кристофер Прист, «Опрокинутый мир»
Саймак, Клиффорд, «Зачем их звать обратно с небес»
Айра Левин, «Этот идеальный день»
Джон Бойд, «Последний звездолет с Земли»
Роберт Шекли, «Цивилизация статуса» (1960), Билет на планету Транай
Гарри Гаррисон, «Подвиньтесь! Подвиньтесь!» (1966)
Валерий Брюсов, «Республика Южного Креста»
Иван Ефремов, «Час Быка»
Евгений Замятин, «Мы»
Александр Зиновьев, «Глобальный человейник»
Андрей Платонов, «Чевенгур»
Абрам Терц, «Любимов»
Юлий Даниэль, «Говорит Москва»
Владимир Войнович, «Москва 2042»
Кир Булычёв, «Любимец», «Перпендикулярный мир»
Сергей Лукьяненко, «Тринадцатый город»
Татьяна Толстая, «Кысь»
Вячеслав Рыбаков, «На будущий год в Москве»
Елена Чудинова, «Мечеть Парижской Богоматери»
Братья Стругацкие, «Обитаемый остров», «Хищные вещи века»
Урсула Ле Гуин, «Обделённые»
Лао Шэ, «Записки о кошачьем городе»
Валерий Большаков «Другие правила»
Косюн Таками, «Королевская битва»
Владимир Леонидович Кузьменко, «Древо жизни». (1987)
Дмитрий Глуховский, "Метро 2033". (2007)

Ссылки:

Александр Чанцев: Фабрика антиутопий
http://magazines.russ.ru/nlo/2007/86/cha16.html

Эдуард Геворкян
ЧЕМ ВЫМОЩЕНА ДОРОГА В РАЙ?
http://fandom.rusf.ru/about_fan/gevorkyan_2.htm

Е. Брандис, В. Дмитревский
ТЕМА "ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ" В НАУЧНОЙ ФАНТАСТИКЕ
http://fandom.rusf.ru/about_fan/br_dm_12.htm

Борис Невский: Утопия и антиутопия (Мир Фантастики)
http://www.mirf.ru/Articles/art2195.htm
Источник: Википедия
Заметки: - -

Литкреатив © 2008-2024. Материалы сайта могут содержать контент не предназначенный для детей до 18 лет.

   Яндекс цитирования